Страницы

понедельник, 10 декабря 2012 г.

ДУША И РАЗУМ


Мир чувств, эмоций, настроений и переживаний называют душой. Чувства, эмоции, настроения – это элементы души; это то, из чего состоит душа.

Чувства и эмоции называют состояниями души, называют позывами души, порывами души. Переживания, подчёркивая их принадлежность к душе, называют душевными переживаниями, а настроения – настроениями души.


Чувства называют «струнами души». «Задевать струны души», «играть на струнах души» – значит пробуждать в душе человека те или иные чувства, вызывать в душе те или иные настроения и переживания.

Язык чувств – это язык души. Поэтому всех существ, способных переживать чувства, называют одушевлёнными существами или одушевлёнными тварями, т. е. существами (тварями), обладающими душой.

Русский язык не сомневается в существовании души и одушевлённых существ. В русском языке, говоря об одушевлённых существах, употребляют местоимения «кто», «кем», «кого», а, говоря о неодушевлённых существах, – употребляют местоимения «что», «чем», «чего».

Душа – это то, что объединяет человека с животными, т. е. душа – это «животное начало» в человеке. А разум – это то, что отличает человека от животных, т. е. разум – это «божественное начало» в человеке.

Человек – существо разумное и одушевлённое, а животные – существа одушевлённые, но неразумные (точнее – малоразумные). Человек рождается неразумным. Младенец – он одушевлённый, но ещё неразумный. Человек становится разумным по мере развития своей понятийной системы.

Примечание 1.

Утверждение, что душа – это «животное начало» в человеке, обычно встречает возражения у начинающих. Это происходит оттого, что под словом «душа» часто понимают не весь мир чувств, эмоций, настроений и переживаний, а лишь его часть – возвышенные, святые чувства, с которыми обращаются к Богу, стремясь «спасти свою душу». Однако душа не исчерпывается лишь возвышенными, святыми чувствами. В душе есть и другие чувства: грусть, радость, вдохновение, зависть, страх, нежность, отчаянье и т. д. Обо всех чувствах, включая возвышенные, подробно речь пойдёт в следующей главе этой книги.

Примечание 2.

Строго говоря, разум – это не само «божественное начало», а лишь следствие «божественного начала» в человеке. А собственно «божественное начало» – это прозрения, откровения и озарения, осеняющие разум, светлыми мыслями. «Божественное начало» – это способность человека развивать свою понятийную систему, следствием чего и является разум человека – система понятий и представлений в сознании человека.


Внутренний мир человека состоит из души и разума. Разум (менталитет) – это мир образов, понятий и представлений, а душа (психика) – это мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Мысли, идеи, понятия и представления живут в разуме человека, а чувства, эмоции, настроения и переживания – в его душе.

Разум – это понятийная подсистема внутренненго мира, а душа – это эмоциональная подсистема. Душа и разум – вместе составляют «приводной механизм» поступков: человек действует исходя из своих представлений под воздействием переживаемых чувств.
Примечание 3.

Немного о терминах:
Разум (мир понятий и представлений) называют менталитетом человека или субъективной реальностью. Слова «mens», «mentis» в переводе с латыни означают «ум», «разум». Латинские слово «mentalis» означает «умственный».
Душу (мир чувств и переживаний) называют психикой или психической реальностью. Слово «психе» (psyche) в переводе с греческого языка означает «душа».

Внутренний мир человека складывается из субъективной реальности и психической реальности.
Субъективная реальность (разум, менталитет) – это сознание человека, это мир смыслов и образов, понятий и представлений.
Психическая реальность (душа, психика) – это мир чувств и эмоций, настроений и переживаний.

А кроме субъективной и психической реальностей ещё есть объективная реальность – это явления внешнего по отношению к человеку мира – явления окружающего мира. Субъективную, психическую и объективную реальности путать нельзя – это разные реальности. Иначе говоря, нельзя путать душу с разумом, и нельзя путать реальности внутреннего мира с реальностями внешнего (по отношению к человеку) мира.

 ДУШЕВЕДЕНИЕ

Изучением, ведением души должна заниматься наука под названием «душеведение», что переводится на греческий язык, как «психология». «Психе» (psyche) – это «душа» на греческом языке, а «логос» (logos) – «ведение».

Любая наука, как известно, состоит из определения предмета науки и теории этого предмета. Предмет науки – это явление, которое наука должна изучать, а теория – это система представлений о предмете науки, которая и составляет содержание науки. Итак, предметом науки психологии должна быть душа (психика), а содержанием науки психологии должна быть теория души (теория психики).

Душа – предмет науки психологии – резко выделяет эту науку из числа других наук. Если, к примеру, мир глубоководных моллюсков или арктических пауков знаком может десяти исследователям в мире, то мир душевных настроений и переживаний знаком всем людям без исключения.

Каждый человек каждый день переживает чувства и эмоции. Каждый человек постоянно пребывает в том или ином состоянии души, в том или ином душевном настроении. Поэтому каждый человек, хочет он того или нет, волей-неволей является пожизненным исследователем души. Жизнь каждого человека от рождения до смерти – это непрерывный психологический эксперимент.

Для изучения мира чувств и эмоций нет нужды оборудовать лаборатории и проводить специальные эксперименты. Все психологические эксперименты уже триллионы раз проведены миллиардами людей и каждый день продолжают проводиться вновь и вновь. Результаты этих экспериментов всем известны. Они обобщены в народной мудрости: в сказках и былинах, мифах и легендах, притчах и поговорках.

Очевидно, что теория души (психики) обязана опираться на народную мудрость и опыт человечества. Теория должна соответствовать реальной жизни, должна вписывать и объяснять повседневный жизненный опыт людей, должна сводить общеизвестные наблюдения в стройную систему представлений.

Теория души (психики) должна быть понятной и убедительной. Теория должна казаться самоочевидной. Человеку должно казаться, что он примерно так всегда и думал, к чему-то подобному всегда и шёл, а теория лишь расставила всё по своим местам – упорядочила его представления о жизни, свела их в стройную систему.

Терминами психологии (душеведения) должны быть слова простой разговорной речи, благо все психические явления – все порывы и состояния души – уже давным-давно получили свои обиходные названия. В разговорном языке любого народа непременно есть подходящие слова. В психологии не должно быть заумно-научных терминов, за которыми учёные так любят прятать отсутствие у них представлений о душе (психике).

АЗБУКА ЧУВСТВ

Целью, задачей душеведения (психологии) является познание души, т. е. создание теории души (психики), описывающей и объясняющей мир чувств, эмоций, настроений и переживаний. Но прежде чем приступать к созданию теории души, необходимо выяснить, а можно ли вообще познать душу?

Бытует мнение, что душу познать невозможно, что чувства якобы неповторимы, сугубо индивидуальны у каждого человека. Если бы это было так, то одним людям были бы незнакомы и непонятны чувства других людей. Люди тогда не могли бы сочувствовать и сопереживать.

Однако люди способны понимать чувства и настроения других людей. Люди могут сочувствовать и сопереживать. Бывает, что один человек спрашивает у другого: «Ты меня понимаешь? Ты понимаешь моё (душевное) состояние?» – «Понимаю!» – отвечает собеседник.

Люди могут изображать чувства других – пародировать и передразнивать чувства других людей. Пародии всем понятны, ибо пародируемые чувства всем известны. Каждому человеку знакомы чувства радости и печали, злобы и нежности, тревоги и благодушия.

Короче говоря, существует общий набор чувств (эмоций, настроений) для всех одушевлённых тварей (т. е. для всех людей и животных, мужчин и женщин, рас и народов). Следовательно, решение задачи психологии существует и устройство души выяснить можно.

Общий для всех одушевлённых существ (тварей) набор чувств можно называть базовым набором чувств, ибо из чувств этого набора складываются все переживания.

Базовый набор чувств – это азбука души. Подобно тому, как из ограниченного набора букв складываются все слова, а из слов – предложения, так и любые переживания складываются из ограниченного по количеству набора чувств.

Базовый набор чувств – это набор элементов души. Подобно тому, как все вещества состоят из ограниченного по количеству набора химических элементов, приведённых в таблице Д.И.Менделеева, так и все душевные переживания складываются из элементов базового набора чувств.

Только благодаря общему для всех одушевлённых существ базовому набору чувств и существует общий язык для всех душ. Если бы не было общего для всех душ набора чувств, то общение на языке чувств было бы невозможно – одни одушевлённые существа не понимали бы чувства других одушевлённых существ.

ЯЗЫК ОТНОШЕНИЙ

Язык чувств – не только язык души, но и язык отношений. Вопрос: «Как ты относишься?» – это всегда вопрос: «С каким чувством ты относишься?». Поэтому, в ответ на этот вопрос всегда называют какое-то чувство. Говорят: «Я отношусь с восхищением (презрением, радостью, гордостью, ненавистью, недоверием, воодушевлением, ужасом и т. д.)».

Отношения и, следовательно, чувства, имеют ролевую природу. Они, явно или неявно, но всегда связаны с «местами», «позициями», «положениями» – т. е. с ролями.

Тоном речи, жестом, позой, за которыми всегда стоит чувство, эмоция, отношение, можно «указать человеку его место», «поставить человека на место». Другое дело, что в ответ можно услышать: «Ты за кого меня принимаешь?! В каком тоне со мной разговариваешь?!» Такой ответ означает, что человеку не нравится та роль (то «место»), которую ему указали.

Короче говоря, у каждого чувства, кроме силы (глубины), есть ещё и ролевая направленность, ролевая адресность. Любое чувство не только связано с некоторой ролью, но ещё и адресовано какой-то другой роли. Если бы чувства не обладали ролевой направленностью, то язык чувств не был бы языком отношений, и тогда тоном, эмоцией нельзя было бы человеку «указать его место», т. е. указать ему роль.

Чувства – это отношения между ролями. Каждое чувство – это отношение, обращённое ОТ одной роли К другой роли.

Ролевой смысл любого чувства (отношения) таков: переживая некоторое чувство, человек находится на той роли, С которой это чувство связано (т. е. на той роли, ОТ которой исходит отношение). Обращаясь к другому человеку с некоторым чувством, человек указывает другому человеку занять ту роль, К которой обращено чувство.

Эмоциональный переход человека с одной роли на другую роль проявляется в смене эмоционального состояния, т. е. в переходе от одних чувств к другим чувствам.

Поскольку душа – это мир чувств, а чувства – это язык отношений, которые имеют ролевую природу, то теорию души (психики) можно называть ролевой теорией чувств (РТЧ) или ролевой теорией отношений.

СЕМЬ Я

Чтобы выяснить количество ролей достаточно обратиться к опыту человечества и народной мудрости.

Нельзя не заметить: всякий раз, когда в мифах и легендах, сказках и поговорках заходит речь о коллективе, непременно возникает число 7 как количество членов коллектива.

Вот, к примеру, сказки:
СЕМЬ Симеонов;
Волк и СЕМЕРО козлят;
Белоснежка и СЕМЬ гномов;
Мёртвая царевна и СЕМЬ богатырей;
СЕМЕРЫХ одним ударом.
Сказка про шута, СЕМЕРЫХ шутов перешутившего;
СЕМЕРО братьев которые хотели жениться (мадагаскарская сказка);
СЕМЬ старцев (бурятская сказка);
СЕМЕРО искусных парней (бурятская сказка);
Сестра и СЕМЕРО братьев (армянская сказка);
СЕМЕРО героев (орочская сказка).

Вот фильмы:
Великолепная СЕМЁРКА;
СЕМЕРО смелых;
СЕМЕРО отважных;
СЕМЬ самураев;
СЕМЬ невест ефрейтора Збруева;
СЕМЬ невест для СЕМЕРЫХ братьев.

Вот народные присловья и поговорки:
СЕМЕРО по лавкам;
СЕМЕРО одного не ждут;
Держите меня СЕМЕРО;
Сам дерусь, СЕМЕРЫХ не боюсь;
СЕМЕРО на одного;
У СЕМИ нянек дитя без глаз;
Один с сошкой, да СЕМЕРО с ложкой;
Мы, вятские – мужики хватские: СЕМЕРО одного не боимся…
Нос на СЕМЕРЫХ рос, да одному достался;
Нужда СЕМЕРЫХ задавила, а радость одному досталась;
СЕМЕРО капралов, да один рядовой;
СЕМЕРО не один, в обиду не дадим;
СЕМЕРО одну соломинку подымают;
СЕМЕРО по зайцам, а шкурки нет;
СЕМЬ дочерей – своя вечеринка;
У одной овечки СЕМЬ пастухов;
Не велик городок, да СЕМЬ воевод;
Чем СЕМЕРЫХ посылать, лучше самому побывать;
СЕМЕРЫХ пошли, да сам вслед иди;
СЕМЕРО лежат в куче, а один всех растаскает;
СЕМЕРО по зайцам, а шкурки нет;
Когда зол бываю, СЕМЕРЫХ убиваю;
СЕМЕРО стоят да слушают, СЕМЕРО едят да кушают;
Делай дело за СЕМЕРЫХ, а слушайся одного;
Один пашет, а СЕМЕРО руками машут;
У СЕМИ хозяев и собака подохнет;
Один рубит, а СЕМЕРО в кулаки трубят;
СЕМЕРО наваливай, один тащи;
Старик, да лучше СЕМЕРЫХ молодых;
Лиса СЕМЕРЫХ волков проведёт;
У СЕМЕРЫХ приглашающих гость за порогом;
Рубить СЕМЕРЫМ, а топор один;
Грозный царь лучше СЕМИбоярщины;
СЕМЬ мудрецов дешевле одного опытного человека;
СЕМЬ в тебе душ, да ни в одной пути нет.

Древним культурам свойственно почитание 7 великих мудрецов, например:
7 эллинских мудрецов в Греции (их изречения были высечены на стенах дельфийского храма);
7 великих риши в Индии (им боги открыли ведийские гимны);
7 мудрецов из бамбуковой рощи в Китае (персонажи многочисленных историй и произведений живописи).

Повесть «О СЕМИ мудрецах» в различных переработках была известна в Персии, на Ближнем Востоке, в Византии и Европе.

Древним религиям свойственно семибожие – пантеоны состоят из 7 верховных богов. Например:
7 великих богов древнего Египта (Птах, Ра, Шу, Геб, Осирис, Сет, Гор);
7 верховных божеств древнего Вавилона, которым соответствовали 7 храмов, 7 башен-зиккуратов;
7 главных богов-творцов («вершащих судьбы») в пантеоне Шумера и Аккада;
7 бессмертных божеств в древнем Иране (от них Заратустра получил откровение);
7 богов пантеона князя Владимира в древней Руси (Перун, Хорс, Стрибог, Симарьгл, Мокошь, Волос, Сварог);
7 верховных богов-олимпийцев древней Греции и древнего Рима (Аполлон – Гелиос, Меркурий – Гермес, Венера – Афродита, Марс – Арес, Юпитер – Зевс, Сатурн – Кронос, Артемида – Диана);
7 богов скифо-сарматской мифологии (Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Аргимпаса, Таргитай, Арей);
7 богов древней Осетии-Алании («Пуриатское семибожие», святилище Авд дзуары близ Галиат в Северной Осетии, сюжет нартского эпоса «Дары небожителей Сослану»);
7 богов счастья и удачи древней Японии (Эбису, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бисямон-тэн, Бэндзай-тэн).

Показателен миф о сотворении людей богиней Нинти из древнешумерского эпоса «Атрахасис»:

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;
Семь из них она положила справа,
Семь отложила слева…
Богиня приняла дважды семь родов,
Семь родилось мужского рода,
Семь – женского рода.

Можно ещё вспомнить о 7 сёстрах-плеядах дочерях Атланта, которых Зевс превратил в созвездие, о 7 сыновьях и 7 дочерях Гелиоса, о 7 святых ветхозаветных мучениках (7 братьев Маккавеев), о 7 ангелах Апокалипсиса, но красноречивее всего о количестве членов коллектива говорит слово «семья», в котором явно содержится число 7. Семья – это 7Я (семь Я).

Итак, опыт человечества указывает, что решение задачи психологии следует искать в виде Учения о 7Я (семи Я). Это означает, что в теории души, в ролевой теории чувств и отношений должно быть 7 ролей.

Николай Татаров






__________________________
__________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий