Через себя человек, взрослея в мире, распирая его боками в
соприкосновениях, познает мир, его законы и устройство, насколько он склонен и
способен к этому (и насколько обстоятельства позволят).
Вопросы кем быть и что делать, выбор (более или менее
осознанный) места и роли взаимообусловлены первыми двумя моментами. На практике
– только заняв свое место порой человек сталкивается с теми внешними и
внутренними проблемами, которые и побуждают его разобраться в себе самом и
окружающем мире. В анализе же, осмыслении – только разобравшись в себе и мире
человек осознает свое место.
Я – – мир – – моя роль и место.
Эта предельно упрощенная схема, этот краткий повтор уже
сказанного выше – нужны для одного: уяснить ход к ответам на все вопросы.
Что значит на все? На все, касающиеся деятельности человека
и человечества. Как практической, так и внутренней.
Нет, не о том, как стать здоровым и богатым и победить врага
– а о том, зачем, почему, для чего человек стремится именно к этому (и многому
другому, разумеется), а иногда – вовсе противоположному.
Сто тысяч почему. Семь столпов мудрости.
У каждого мужчины есть второй возраст – мальчишеский. Чаще
всего это лет тринадцать. Чувства обострены. Силы стремительно растут. Опыт
приходит ежечасно, не успевая осмысливаться. Обиды и радости жгут, как никогда
после. Самоуверенность, жажда, романтизм. Все время, не отданное конкретным
занятиям, подросток думает (есть такая разновидность – задумчивый подросток).
Он более ставит вопросы и ищет ответы, чем находит ответы – ему некогда,
внутренне он живет очень наполненно, интенсивно и быстро, конкретный опыт и знания
малы, жизнь постоянно перебивает его размышления и отвлекает, а с годами,
определясь в жизненном занятии, человек думает все меньше и реже.
Интеллект как способность анализировать информацию и делать
заключение составляется к пятнадцати годам. Беда в том, что сначала не хватает
информации – а позднее отрабатываются, отмирают нервные клетки, и по мере
накопления информации снижается способность ее анализа.
Философов типа Диогена в наше время нет. Философы защищают
диссертации, издают книги, преподают в университетах и занимают свою социальную
нишу в обществе. Диковато представить, что взрослый человек всю жизнь просто
шляется по улицам, ничего не делая и не имея никаких обязанностей и занятий, и
просто думает – неторопливо и непрестанно. Как задумчивый подросток.
Ну и вот нашелся такой человек. Как задумался о чем-то
подростком, так и продумал всю жизнь.
В четырнадцать лет я попытался понять, отчего горит
электрическая лампочка. Мне объяснили: – Разность потенциалов. – Поток
электронов. – Столкновения их с молекулярной решеткой. – Выделение
тепловой энергии. – Волновое излучение. Ну хорошо: а почему при этом
выделяется энергия? да, все это так (вероятно), но следующая степень углубления
в вопрос: а почему? почему разность потенциалов? где ответ на последнее «почему»?
Нет ответа на последнее «почему»; а вот такой закон природы.
То-есть: получается: любое наше знание работает по методу
«черного ящика» – мы знаем, что если ткнуть в него вот так, то из него
получится вот эдак. Суть трансформации действия между причиной и следствием
остается скрытой под табличкой «Закон Природы». Брошенный вверх камень падает
вниз, потому что закон всемирного тяготения. Этот закон обоснован физически и
математически. Но почему он вообще существует, черт возьми? Зачем, для чего, каким
в конечном итоге образом?
Тогда говорят о неисчерпаемости и бесконечности познания.
Или о существовании некоего еще не познанного Высшего Закона
Природы.
Или о Боге. Который вот так все создал, а постичь до конца
его промысел нам не дано.
И в любом случае получается, что Ахиллес никогда не догонит
черепаху. Наше сознание никогда не доберется до первосути, первопричины
явлений. Но будет бесконечно подбираться все ближе и ближе к ней.
Таким образом, я до сих пор не знаю, почему горит лампочка.
Но если подойти к Ахиллесу с черепахой по-простому, с
линейкой и секундомером, то нетрудно определить точку, где он ее настигнет и
перегонит.
Любая наука вооружена собственной линейкой. Иногда, лупя
друг друга этими линейками, науки оспаривают друг у друга истину.
Единая для всех линейка, главная, никому пока в руки не
давалась, как меч короля Артура. Из этого еще не следует, что этим мечом вообще
никто не может владеть.
В Испании есть король. Этот король нашелся. Этот король я.
Есть анекдот о том, как проблему связи пространства и
времени удалось решить сержанту Иванову, который приказал своему взводу копать
канаву от забора до обеда.
Суть единой линейки в том, чтобы ею можно было мерить все от
сознания человека до устройства Вселенной.
Ты – начальная точка, Мир – конечная точка, Твое Место –
подвижный визир, посредством которого градуируется масштаб и цена делений.
И вот тогда…
Тогда станут понятны движения души относительно судьбы
вселенной. Связь стремления к счастью с движением к самоуничтожению. И в чем
смысл необходимости страданий. И что есть Бог и как это понимать.
Поможет ли тебе жить это знание? Может крепко помочь. В том
смысле, что открытые глаза лучше закрытых. Кто понимает неизбежное – тот не
дергается понапрасну.
Все религиозные и философские учения несли в себе так или
иначе императив поведения. Мотивировалось это предельно примитивно – пользой
самого человека, в этом мире или загробном. Но как можно судить о человеке и
его пользе, если нет единого мнения по вопросам, что это такое? Один видит
пользу в удовольствии, другой – в здоровье и покое, третий – в общественном
благе. Сначала надо понять все – потом можно решать, как жить самому.
В этом смысле всеобщая система единого понимания жизни и
мира освобождает тебя от любых догм, любого понуждения – как свободен зрячий
выбрать любой путь в окружающем пространстве, соотносясь с местностью и своим
желанием, по сравнению с плохо видящим, которого куда-то подталкивают.
Знание – это свобода. Банально, как все истины. И заслуживает
повторения и понимания, как все банальные истины.
Я никого не подталкиваю.
М. Веллер
___________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий